Всем здарова.
С Наступающим и все такое.
Если честно , то все время , прошедшее с моего последнего посещения своей страницы , я тупо прогулял , временами заполняя пустоту во времени всякими болезнями , с последующим их лечением. Возраст – знаете ли.
Но еще более емким словом , это простой можно охарактеризовать , как цейтнот , по отношению именно к машине и тому , что я делаю.
А еще точнее – я типа мыслил. Как бы знаю все не понаслышке , но начитался хвалебных откликов о применении наркоты для движка – турбонаддува – и поплыл. Если честно , то спать перестал.Только о ней и мысли – о турбине.
И все из того , что поддаюсь на провокации. А это и есть провокация.
Сама идея установки турбы была давно и уже кое что для этого собрано , но думал я для этого собрать другой турбониз , в течении следующего лета , а тут прямо приспичило.
Да так приспичило , что выложил на продажу кое что из атмосферного , в частности выстраданный выпуск.
И вот – как пришло , так и ушло.
Утром проснулся с ясной головой , и решил , что рано еще этим заниматься.
Во первых , как всегда , задержится выезд на неопределенное время , во вторых – дополнительно надо впихнуть в движок до штуки вечно зеленых. Настройщика онли не найти в радиусе четырех-сот километров.
Загибать пальцы можно долго.
По весне , на эти деньги , я лучше гараж расширю.
И вот после прозрения , я четко увидел перспективу и начал работать.
Вернее – сначала все таки решил подурковать.
А именно –
Надо облегчать шатуны.Но в районе только один станок , способный зажать нижнюю головку шатуна изнутри , для последующей проточки, но и тот сейчас на капиталке.
О верхней – и говорить нечего.По интернетовским роликам , это делается на координатке или на вертикально фрезерном. Увы. Таким оборудованием я пользуюсь в крайних случаях и дело не в дороговизне , а в режимности предприятия , на котором можно произвести такие работы.
В области нашел чела , который , по словам знающих , занимается такими работами.
Позвонил . Да , делают – в течении двух-трех недель.Ценник – 550гр.Это цена новых шатунов 2112 сток.
Мысленно послал его.
По украинском форумам знаю один магазин в Днепре , где торгуют всем чем можно .
Попутно – оказывают услуги по изготовлению настандартных деталей .Короче – тюнех.
Есть в ихнем прейскуранте по оказанию услуг для страждущих тюнингеров и такая статья – облегчение шатунов.
Как говорил Задорнов «А теперь наберите побольше воздуха» - Цена комплекта облегченных шатунов 1000гр. 125$. И дописка – «шатуны клиента».Вообще не смешно.
Скорей грустно.
Только потом узнал , что и один и другой , есть последнее звено в цепочке посредников.
И кто знает , сколько их , этих посредников. Это к тому , что за качество работ , спросить будет не с кого.Как у Райкина – один рукав пришивает , другой пуговицы …
Ну все , хватит эпитетов и страхов.
Режем , точим , взвешиваем.
Ночь не поспал и додумал.
Все гениальное просто.Думаю , до этого должен был додуматься не только я. Но в инете такой инфы не нашел.
У меня буквально через дорогу живет токарь.Более того - у него дома есть станок , но его услугами я пользуюсь только в случае , если надо отрезать водопроводную трубу.Патрон бъет неимоверно.Вернее кулачки.Протачивать он их не хочет.
Но надо знать , что в самом «кривом» патроне , деталь выточенная за одну установку , имеет круглую форму.
Дальше сам процесс.
Оговорюсь – тупанул.Не взял фотик.Он уехал в машине , а телефон , из крутых функций , только фонарик и имеет.
Потому – верьте на слово , а кому это сгодится когда нибудь , подключайте фантазию и пространственное воображение.
Сначала изготавливается гайка , с мелкой резьбой ( м20х1.25 ).
Гайка шириной 15-20 мм .С одной стороны снимается грань до диаметра 16мм на ширину 5-7мм.
После изготовления гайки , изготавливаем кондуктор для проточки верхней головки шатуна , и не наоборот.
Зажимаем в патрон болванку диаметром , который можно быстро и без лишних потерь дорогостоящего проката , проточить до диаметра 21.8мм. Применение микрометра в этом процессе излишне.Достаточно штангеля.
Поясняю – на этот диаметр будет посажена верхняя головка шатуна..Соответственно , длинна проточенной части (21.8) , на пару мм короче посадочного места под палец.
Перед этим диаметром (21.8) нарезается резьба м20х1.25 , под ранее выточенную гайку.
Проявляется резьба при помощи резца , именно для этого и предназначенного.Делается это для соосности резьбовой части и посадочного места под головку шатуна.Далее – заканчиваем плашкой. Такой прием исключает перекос при затяжке детали.
Одеваем на кондуктор (уже не болванка) шатун , слегка поджимаем гайкой.
Теперь , надо исключить проворачивание шатуна на кондукторе. Бронзовая втулка может получить задир , а это чревато.
В патроне есть три технологических отверстия. В моем случае , туда зашла штанга привода ГРМ от трактора.Подрезали её по длине так , что бы она не выходила за пределы шатуна и вставили в отверстие.Поджали её по ходу вращения шатуном и хорошо зажали гайкой.
И далее – самое оно.
Резец используется круглой формы , (есть такие) под нужный радиус закругления (галтель).
Не приведи господи сделать подрез . В этом месте деталь и развалится.В данном случае шатун.
Первая проходка занимает какое то время , пока не отстроятся все размеры по продольному и поперечному нониусу. По нониусу , значит , каждая проточка снимается в один размер , чем сохраняется хоть и не идеальная , но прежняя развесовка шатуна и общий вес тоже.
Далее – проточка места по времени осуществляется быстрее , чем я написал эту строку.
Сами размеры проточек ( степени облегчения есть в инете). Я это дело распечатал и дал для визуального ознакомления токарю ( что бы меньше времени тратить на разъяснения).
После всего , кондуктор вытаскиваем с патрона и он уже не имеет никакой ценности , так как при последующей установке имеет большой эксцентритет.
Радуемся головкам близнецам.
С нижней головкой еще проще.
Так же , зажимаем в патрон заготовку нужного диаметра , и протачиваем до диаметра 48.0.
Это диаметр нижней головки щатуна с вкладышами.Вкладыши обезопасят хон от задиров.
Само собой , вкладыши после этого в утиль.
Одеваем , зажимем , точим.
Только резец берем уже с большим радиусом закругления.
Повторяю – если токарь скажет , что он сможет вывести проходным или отрезным резцом – не ведитесь. Не сможет. В первую очередь , это будет выглядеть некрасиво.
Кто то скажет – ну и ладно с красотой. Но это еще и разновес между шатунами.
А у меня вышло так.
Это если забегая вперед.
До облегчения шатуны весили по 680гр с разбегом в два грамма по разным шатунам. Это без вкладышей.
А после облегчения – по 590 , с разбегом в те же два грамма. Тоесть , сработали в ноль.
С отрезным резцом это было бы больно глазам , видев разницу в весе шатунов.
И о самом дорогом каждому.О цене на выполненную работу.
Я спросил – он ответил - 50гр. Вытащил с кармана что было – 80.И отдал все.
10$
Частный случай.Это я к тому , что где то может это стоить и больше , но деньги вполне вменяемые , если делать самому (если можно так сказать) и иметь дело с токарем напрямую.Сложного в этом ничего нет.
Главное , перед этим не читать наставления фирм занимающихся тюнингом.Это ведь коньюктурщики и страху наганяют неимоверного.Цель этих страхов , думаю понятна.
А дальше , уже сами.Развесовка и подгонка по общему весу.
Понятно , что для этого надо иметь какое то приспособление и сами весы.Желательно поточнее.При покупке весов , испробуйто самый простой и проверенный способ деффектовки весов. Надо взять лабораторную гирьку ( 5-10-20гр – любую) и несколько раз положить на весы в разных точках и если каждый раз вес будет одинаковым , этого достаточно.
Все они врут , но нам важен не фактический вес , а разница.
Приспособу для развесовки шатунов я сделал еще для прежнего движка , Делал по инетовской схеме , но как сказал один спец , получается приблизительно точно.
Пошли картинки.
Вот знакомый приспособ и сам шатун, после облегчения.
Показания веса сильно зависят от статического положения шатуна и очень разнятся (до трёх грамм) , при каждой смене положения шатуна.Это считается как бы нормально.
Кстати – разновес в стоке достигал восьми грамм.
Пробовал вывешивать «на ножах» . Это когда верхняя головка лежит на весах , а нижняя по линии разъема шатуна , на острой части прямого лезвия.Опять же – человеческий фактор. Стоит чуть не по линии положить шатун , и вес уходит на два , три грамма.
А хотелось , чистых нолей.
И я их сделал.
С капролона ( максимально легкий материал) выточил заглушку в отверстие нижней головки шатуна с буртиком , что бы не проваливалась. По центру засверлил отверстие ( на токарном станке) диметром три мм на глубину три мм.
И сделал вот такую стоечку.
Улавливаете?
В итоге – все стает вот так. (не пугайтесь виду шатуна – перепутал очередность фоток)
Тоесть – минимальный контакт шатуна с опорой , сам же и является балансиром в продольной и поперечной плоскости.
Результат во взвешивании неизменно стабилен и совсем не зависит от того , в каком месте чашки весов находится головка шатуна. Согласитесь – дешево и сердито.
Затем –
Я с ними сотворил вот такое безобразие. И если к облегчению я подошел без фанатизма , то здесь проявил его в полной мере. Красиво .Но не это главное.
Каждая точка на тавре шатуна , это точка напряжения и потенциальное место разрыва шатуна. Полировка это напряжение снимает. Но добавляет головной боли при развесовке и подгонке общего веса.
Подогнал все показатели по весу , а после полировки оказалось , что верхние головки потяжелели на пять , семь грамм. И так до бесконечности. Тоесть , представляете , как разбалансируется шатун , если при доводке веса , груз снимать только с нижней головки.
В итоге – вес верхней головки составил 140гр ( тупо не сфотал)
Общий вес
Похудели на сто грамм. Это и есть «без фанатизма»
Из других новостей-
Как всегда «дружественный форум» помог приобрести вот такие рычаги б/у.
Усилю , переделаю верхний рычаг под регулировку развала – само собой в порошок и попробуем расширить колею (хотя – куда уже дальше) , занизиться , уменьшить развал и увеличить кастер.
Всем удачи с Новым Годом.