Страница 1 из 22

Наша ласточка: ВАЗ-2106 1981 года

СообщениеДобавлено: 30 июл 2014, 18:40
Route_66
Доброго времени суток всем участникам клуба!

Понимаю, что со своим транспортным средством зашел не совсем по адресу. Тем более, что уже больше 5 лет являюсь участником именно "профильного" клуба vaz-2106.ru (можете найти меня там под этим же ником).

Почему пришел еще и сюда? Причин тому немного, но считаю их достаточно вескими:

1. До этой "шестерки" у моего отца была именно "троечка" 1976 г. Ездил он на ней до 1981-го, а потом при случае поменял на новую же "шестерку", на которой сейчас езжу я. Поменять-то поменял, а "троечка" так и осталась в моей памяти, как первая любовь.
2. В то же время, для себя я никогда не разделял сколько-нибудь четко эти машины, как две разные модели (пусть какое-то количество приверженцев "расовой чистоты" и популяет за это в меня булыжниками).
3. А решающим фактором, сподвигнувшим меня пройти процедуру регистрации, стал грустный пост "ВАЗ 2103 Клуб: Кусочки истории и как жить дальше?" (http://vaz-2103.ru/forums/viewtopic.php?f=19&t=5700#p90286).

И подумалось мне: а почему бы нам всем, владельцам и почитателям "классики", независимо от "узкомодельной" принадлежности, не держаться вместе? В конце концов, от "шестерочного" форума ничуть не убудет, если своими, какими-никакими, но знаниями и опытом, я буду параллельно делиться еще и здесь. И спрашивать совета, когда это понадобится, еще у немалого количества знающих, опытных и неравнодушных людей? Тем более, что потребная информация совпадает для наших машинок на 99,9%?

В общем, если не прогоните, то вот моя красавица (фотки сделаны в мае этого года). Выпуск 1981 г., двигатель 1.6, пробег на данный момент 105 000 км.

Изображение

Изображение

Изображение

Re: ВАЗ-2106 1981 года: А шаховода к себе возьмете?

СообщениеДобавлено: 30 июл 2014, 21:54
Дядя Алик
добро пожаловать, шаховод с именем легендарного американского шоссе!

Re: ВАЗ-2106 1981 года: А шаховода к себе возьмете?

СообщениеДобавлено: 30 июл 2014, 22:47
BeasT
Конечно примем! Машинка приятная. Ранний выпуск вкупе с сочным цветом. Загляденье)) :ya-za:  Вэлком!  :friends:

У знакомого была одно время лимонная 77-года почти в стоке. Нравилась.
Изображение

Re: ВАЗ-2106 1981 года: А шаховода к себе возьмете?

СообщениеДобавлено: 30 июл 2014, 23:20
Rengen_3d
пусть только не примут такую красоту. Насчет вместе верно сказал. Все-таки владельцев, не ушатывающих сии аппараты не так много, так что сплатиться не помешает.

Re: ВАЗ-2106 1981 года: А шаховода к себе возьмете?

СообщениеДобавлено: 30 июл 2014, 23:55
Vinyl
Возьмем-возьмем! Если хулиганить не будете!)))
А машина козырная, Ю а уэлкам!)

Re: ВАЗ-2106 1981 года: А шаховода к себе возьмете?

СообщениеДобавлено: 31 июл 2014, 00:30
alexenin
Добро пожаловать!
Всегда приятно увидеть машину в таком состоянии.

Re: ВАЗ-2106 1981 года: А шаховода к себе возьмете?

СообщениеДобавлено: 31 июл 2014, 03:55
Route_66
Спасибо!

Теперь чуть подробнее про машинку. Купил отец "с нуля", и катался на ней в свое удовольствие где-то до 1991 г. Потом лет 15 она в основном стояла (в сухом капитальном гараже), с эпизодическими выездами. Так уж сложилось исторически, что прав у меня до 2008 года не было, поэтому я выполнял функции штурмана и бортинженера (в основном по электронике). В 2008-м году произошло 2 знаменательных события:

1) Я сдал на права;
2) Отец презентовал машинку нам с женой и сыном.

Пробег на момент сей знаменательной даты составил около 85000 км, состояние - см. фото  :)

Вообще-то, я не отношу себя к сторонникам тюнинга. Имхо, если изначально у машины был некий дизайн, свой определенный стиль (хороший, плохой - не важно, о вкусах не спорят), то именно его и надо придерживаться. Любая доработка, переделка, изменение должны выглядеть, как будто с завода именно так и было. Иначе смотреться будет, как на корове седло. Повторяю, все вышеизложенное - сугубо ИМХО.

На самом деле на машину было установлено довольно немалое количество электроники (не покупной), в основном где-то в 1989...1992 гг. (мои блаженные студенческие годы: масса свободного времени и полная свобода для творчества!). Сейчас, наверное, многое бы сделал по-другому. Но зачем переделывать, если до сих пор прекрасно работает (поставил и забыл, тьфу-тьфу-тьфу!).

Итак, по порядку:
1. Система зажигания - контактно-транзисторная, представляет собой модификацию системы В. Беспалова (Радио №1/1987, http://martok.narod.ru/avto/elzachig.htm ). Отличия в основном конструктивные (использован корпус ЗИЛовского коммутатора) и в элементной базе (компоненты стоят не "бытовые"). Поджигает все, что может гореть, включая бумагу и упаковочный гофрокартон (ну, с этим на частоте 100 Гц / 3000 Об/мин придется подождать около секунды) :)
2. В дополнение в 1990-м был установлен октан-корректор того же автора (Радио №5/1988, http://irls.narod.ru/auto/elz04.htm ). Отличия опять-таки в применении не "ширпотребовских" компонентов. На сегодня девайс не шибко актуальный, а вот в 1990-м (если кто помнит), чтобы добыть канистру хотя бы 76-го, приходилось ночевать на заправке. И то не факт, что достанется. А стоИт и работает замечательно, характеристики вакуумного и центробежного регуляторов не портит - не выбрасывать же!
3. Широтно-импульсный регулятор напряжения.
За основу взят из Радио №6/1984, при этом:
- схема оптимизирована (уменьшено общее число деталей);
- элементная база все от того же любимого ВПК (имхо, ракеты в совке получались все же ощутимо надежнее, чем телевизоры и магнитолы!);
- напряжение измеряется именно на плюсовой клемме АКБ, а не на клемме "15" самого регулятора, в результате удалось сразу избежать кучи проблем;
- введена температурная зависимость напряжения заряда;
- использован корпус штатного РР-380 (уж больно хорош, стервец: металлический, прочный, просторный и герметичный!) И один только вид чего стОит!
4. После отказа термовыключателя ТМ-108 тащить в салон тумблер показалось как-то примитивно. И сотворил - электронный выключатель, который подключается к штатному датчику температуры - в параллель с указателем. Собрал все в корпусе от реле сигналов, поставил рядом с ним на его же шпильку (под кронштейном бачка омывателя). Включает, как и положено, при 92C, выключает при 87C - а чего еще надо?
5. Реле прерывистого режима стеклоочистителя тоже сделал электронное, впихнул в штатный корпус РС-514, а регулятор поставил на кожух рулевой колонки под рычаг переключателя: и удобно, и вид не портит.
Схема оригинальная, главные изюминки в следующем:
- при включении прерывистого режима щетки сначала делают несколько взмахов непрерывно - как бы прогревается биметаллический прерыватель в "родном" реле. Если стекло внезапно забрызгали - очень удобно!
- введен дополнительный транзисторный ключ, играющий роль электродинамического тормоза (в нижнем положении щетки резко останавливаются, не проскакивая по инерции дальше).
6. Приемник А-275 в 1993-м году полностью перебирался (с существенными доработками и изменениями), и переделывалась акустическая система. Менять не хочу: ИМХО, будет колхоз. Зимой 2009-10 гг. перестроил его  на "верхний" УКВ-диапазон, в просторечии - FM.

В 2009-м году поменял штатный карбюратор "Озон" 2107-1107010-20 на "Солекс" 21083. После регулировки у знакомого специалиста (поставить-то я могу, а вот крутить не берусь: все-таки каждый должен заниматься своим делом!) машину в хорошем смысле этого слова не узнал: динамика стала несравненно приятнее. Осенью того же года дополнительно поставил блок управления ЭПХХ (на основе КР1086СС1, предварительно перебранный и с измененными до 1700/1900 об/мин порогами).

Примерно месяц назад, по совету того же специалиста, поменял этот карбюратор на "Солекс" 21073. Субъективно стало еще лучше, но расход пока еще достоверно не оценил. Предварительно - если ехать так же, как и на 83-м, то будет где-то на том же уровне. Просто появился дополнительный запас.

Ну, и фотки (фотосессия еще 2009-го года, но с тех пор ничего сколько-нибудь заметно не поменялось - разве что прибавилось где-то тысяч 20 на спидометре):

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Re: ВАЗ-2106 1981 года: А шаховода к себе возьмете?

СообщениеДобавлено: 31 июл 2014, 04:51
DK1503
Конечно возьмем!
Фото салона ещё бы выложил.

Re: ВАЗ-2106 1981 года: А шаховода к себе возьмете?

СообщениеДобавлено: 31 июл 2014, 08:43
Дядя Алик
добро пожаловать, шаховод с именем легендарного американского шоссе!

Re: ВАЗ-2106 1981 года: А шаховода к себе возьмете?

СообщениеДобавлено: 31 июл 2014, 10:06
Beetle
Добро пожаловать. машинка оч приятная

Re: ВАЗ-2106 1981 года: А шаховода к себе возьмете?

СообщениеДобавлено: 31 июл 2014, 10:39
granv65
Поддерживаю коллег. Весьма и весьма приличный автомобиль.  Понравился творческий подход к "электрической  начинке"  машинки.   Чувствуется  дружба рук с головой. :ay:
Добро пожаловать! :bt:

Re: ВАЗ-2106 1981 года: А шаховода к себе возьмете?

СообщениеДобавлено: 31 июл 2014, 11:40
forest
:bt:   Достойный автомобиль. Правильный и взвешенный подход к "тюнингу" у Владельца.  :bt:
Route_66 писал(а):5. Реле прерывистого режима стеклоочистителя тоже сделал электронное, впихнул в штатный корпус РС-514, а регулятор поставил на кожух рулевой колонки под рычаг переключателя: и удобно, и вид не портит.
Изображение

Действительно удобно. А как с разборкой кожуха рулевой колонки?

Re: ВАЗ-2106 1981 года: А шаховода к себе возьмете?

СообщениеДобавлено: 31 июл 2014, 14:28
Route_66
Спасибо всем за добрые слова и за теплый прием!

- DK1503, фотки салона я пока специально не делал, но можете поверить на слово: обычный коричневый сток. Сохранность на уровне всего остального :) . Бело-красные чехлы на самом деле еще старше машинки: шились на заказ в ателье в 1977-м году, еще на "тройку". Перешли от нее по наследству, как и верхний багажник (тоже 1977 г.). Сейчас чехлы уже чувствуют себя заметно печальнее: расползаются швы (это поправимо), но самое грустное - протираются тканевые вставки. На водительском сидении в первую очередь. С него я прошлой зимой чехол снимал и занимался художественной штопкой с подкладыванием похожей по цвету ткани. Но все равно надо что-то думать. Под чехлами все гуд :) .

- forest, "крутилка" регулятора паузы установлена в крышке корпуса от блока питания калькулятора Б3-21. Боковые стенки блока подрезаны по радиусу кожуха рулевой колонки. Крепится двумя саморезами только к верхней половинке кожуха, и дополнительно прихвачен изнутри термоклеем из пистолета. Провода в изоляционной кембриковой оболочке пропущены через отверстие в верхней половинке кожуха, и через пространство под приборной панелью, а затем под ковриком, проходят к переделанному реле стеклоочистителей, стоящему на штатном месте. Таким образом, нижняя половинка кожуха снимается свободно, а верхняя повисает на проводе (он достаточно длинный, и при разборке не мешает). Если очень надо, можно откинуть разъем на корпусе реле и вытащить провод полностью.
Реле в любой момент можно заменить заводским простой перестановкой. Регулятор при этом работать, естественно, не будет. Для 100%-го возврата к стоку достаточно заменить верхнюю половинку кожуха рулевой колонки.

Re: ВАЗ-2106 1981 года: А шаховода к себе возьмете?

СообщениеДобавлено: 31 июл 2014, 15:26
withheld
солекс 73 это правильно поставили

Re: ВАЗ-2106 1981 года: А шаховода к себе возьмете?

СообщениеДобавлено: 31 июл 2014, 17:10
Vinyl
Крайне советую Солекс заменить Вебером мод. 2106-.... или 2103-1107010-01 ибо и оригинальный вид останется и надёжность повысится (солекс забить - два пальца об асфальт) и тяга с ускорением. Малюсенький (на мой взгляд) минус - лишние 1,5-2 литра расходу)

Re: ВАЗ-2106 1981 года: А шаховода к себе возьмете?

СообщениеДобавлено: 31 июл 2014, 20:17
Route_66
Про "Вебер" я в курсе, спасибо. На "тройке" 1976 г. стоял именно он. А на этой - от рождения "Озон", который я невзлюбил с первого дня. При нажатии где-то полсекунды думает: ехать, или ну его нафиг. И только если к тому времени все еще не передумаешь - начинает валить. Но... расход действительно на литр с лишним меньше. При теперешних ценах на бензин это весьма ощутимо :( Последней каплей стало, когда холостой ход начал жить своей жизнью, не поддаваясь регулировке. Посему решил проблему радикально: поменял его на новый "Солекс".
С "Солексом" получил как раз динамику "Вебера" и расход "Озона". Про засорения в курсе, за 5 лет уже заметил. Хотя сильно жить пока не мешало. "Вебер" при удобном случае прикуплю, конечно. И приведу в порядок. Но ездить буду на "Солексе". А надумаю вдруг реставрировать в полный сток - прикручу "Вебер". Благо, вертолет и тяги никуда не делись :)

Re: ВАЗ-2106 1981 года: А шаховода к себе возьмете?

СообщениеДобавлено: 31 июл 2014, 22:15
alexenin
Route_66 писал(а):Про засорения в курсе, за 5 лет уже заметил.

Изображение
Может топливный фильтр поставить от 2112?

Re: ВАЗ-2106 1981 года: А шаховода к себе возьмете?

СообщениеДобавлено: 31 июл 2014, 22:49
Route_66
alexenin писал(а):Может топливный фильтр поставить от 2112?


Тот, что под инжектор? Читал, у него сопротивление слишком большое. Насколько я понимаю, он заточен для работы под давлением, которое создает электрический бензонасос. А у нас фильтр наоборот, при разрежении работает: насос высасывает бензин из бака. И при максимальной нагрузке производительности бензонасоса может просто не хватать. Особенно, если фильтр уже подзагадился. Не знаю, сам не пробовал. Но у меня сейчас тоже не самый попсовый стоит. По типу отстойника, с большим стаканчиком и магнитом. И ослиную мочу на левых заправках лучше не заливать. Хотя... в дороге случается всякое.

Изображение

Re: ВАЗ-2106 1981 года: А шаховода к себе возьмете?

СообщениеДобавлено: 31 июл 2014, 22:49
forest
Route_66 писал(а):... расход действительно на литр с лишним меньше. При теперешних ценах на бензин это весьма ощутимо :(

А багажник надеюсь снимается для экономии гсм? , да и его гудение после набора скорости присутствует... (все фотографии с багажником)...или это всё же ретро-антураж?  (Хотя немного настораживает его изогнутость)  :)

Re: ВАЗ-2106 1981 года: А шаховода к себе возьмете?

СообщениеДобавлено: 01 авг 2014, 00:01
Route_66
forest писал(а): багажник надеюсь снимается для экономии гсм? , да и его гудение после набора скорости присутствует... (все фотографии с багажником)...или это всё же ретро-антураж?  (Хотя немного настораживает его изогнутость)  :)


Этот багажник стоял на "тройке" с 1977 г. В 1976-м его там еще не было. Расход на ней был 8,5...9,0 л - что с багажником, что без. Во всяком случае, сами разницы не заметили.
Потом багажник по наследству перекочевал на "шестерку", буквально с первого дня. И так и стоит на ней все это время. Уже 33 года. Не снимали ни разу. Расход с самого начала был 7,5...8,0 л. Раньше почти каждое лето ездили в отпуск, возили на нем палатку, спальные мешки и т.п. Сейчас регулярно езжу в село - тоже время от времени бывает совсем не лишним. А регулярно снимать и ставить - боюсь ушатать крепления, и однажды потерять его на ходу. Гнутость? Это такая фича, он именно таким и был с самого начала, по замыслу конструктора. Гудение? Не знаю, по-моему, двигатель на скорости гудит сильнее (коробка 4-ступенчатая). В общем, как-то так.

Re: ВАЗ-2106 1981 года: А шаховода к себе возьмете?

СообщениеДобавлено: 01 авг 2014, 00:15
alexenin
В фильтрах от инжектора фильтр располагается как в масленом фильтре, для увеличения площади. При продувки ртом одинаково. Но могу сказать одно, у меня не засорялся карб (21083).

Почитал ваши темы на соседнем форуме - очень понравилось.
Почему в приемнике не использовали микросхему УНЧ 2030?
Если не ошибаюсь, то теперь у вас машина выходного дня?

Re: ВАЗ-2106 1981 года: А шаховода к себе возьмете?

СообщениеДобавлено: 01 авг 2014, 02:57
Route_66
1. Спасибо за похвалу. Рад, если понравилось. Буду счастлив, если окажется полезным.

2. Почему не TDA2030? Основные переделки в приемнике производились в 1992 - 93 гг. Поэтому, чтобы объяснить те или иные решения, надо мысленно перенестись в то время, и постараться вспомнить, каким образом я думал и рассуждал тогда. Наверное, как-то так:
- Во-первых, это было бы слишком просто, попсово и неинтересно;
- Сильно выпадало бы по стилю из остальной схемотехники приемника, а ее хотелось сделать так, как при наличии желания смогли бы сделать на Муромском радиозаводе еще в 1981-м году;
- Хотелось выжать из УМЗЧ максимально возможную для данного напряжения питания и сопротивления нагрузки мощность. С мостовой схемой связываться не хотел (делать нагрузку "плавающей" желания не было), так что единственный путь - раскачать выход как можно ближе к т.н. rail-to-rail (от "+" питания до "земли"), с минимальными потерями. На TDA2030, в силу особенностей схемы ее выходного каскада, этого не получилось бы, особенно "сверху": верхняя полуволна ограничилась бы на уровне примерно на 1,5 В ниже уровня напряжения питания. С учетом того, что "снизу" потеряем еще, как минимум, 0,5 В, результирующая номинальная (неискаженная) выходная мощность УМЗЧ на нагрузке 4 Ом получится чуть больше 4 Вт. В то же время, выходной каскад на комплементарной паре германиевых транзисторов, включенных по схеме с ОЭ, позволяет получить напряжение насыщения не более 0,5 В как сверху, так и снизу, что в тех же условиях обеспечит выходную мощность 5,3 Вт (реально измеренная на живом усилителе получилась 5,4 Вт).

3. Выходного дня? Наверное, можно сказать и так. Действительно, по будням на ней ездить почти что некуда. На работу смысла нет: на метро туда намного удобнее и быстрее. Про стоимость я уже и не говорю :) А зимой еще и жалко: уже сгнила бы она в таком случае за это время, и не один раз. Так что фактически да - с весны и до осени, в основном по выходным, к тестю в село и обратно. Со всеми издержками и развозом сумок и мешков по родственникам, туда и обратно в общей сложности получается около 400 км. В отпуск вот давно мечтаю на ней поехать, как когда-то каждый год ездили с родителями, - так жена протестует: дорого, мол, слишком бензин обойдется. Фигня, говорю. Дальше только еще дороже будет. А там и жизнь нафиг пройдет, а вспомнить нечего будет. Надеюсь, однажды таки сбудется мечта идиота :)

Re: ВАЗ-2106 1981 года: А шаховода к себе возьмете?

СообщениеДобавлено: 01 авг 2014, 08:28
DK1503
Route_66 писал(а):
alexenin писал(а):Может топливный фильтр поставить от 2112?


Тот, что под инжектор? Читал, у него сопротивление слишком большое. Насколько я понимаю, он заточен для работы под давлением, которое создает электрический бензонасос. А у нас фильтр наоборот, при разрежении работает: насос высасывает бензин из бака. И при максимальной нагрузке производительности бензонасоса может просто не хватать. Особенно, если фильтр уже подзагадился. Не знаю, сам не пробовал. Но у меня сейчас тоже не самый попсовый стоит. По типу отстойника, с большим стаканчиком и магнитом. И ослиную мочу на левых заправках лучше не заливать. Хотя... в дороге случается всякое.

Изображение


Разница есть по сравнению с обычным топливным фильтром?

Re: ВАЗ-2106 1981 года: А шаховода к себе возьмете?

СообщениеДобавлено: 01 авг 2014, 12:50
withheld
Холостой ход на вебере на самом деле выставить непросто. Да и в принципе карбы некисло раздроченные, но они классные

Re: ВАЗ-2106 1981 года: А шаховода к себе возьмете?

СообщениеДобавлено: 01 авг 2014, 12:52
benson
Отличная машина, добро пожаловать в клуб!
:bt:
из неоригинального бросаются в глаза три кнопки на панели приборов. Поскольку с завода в 1981 году на панели приборов у 2106 шла только одна кнопка - вопрос: три кнопки - это следствие изменений, озвученных в пунктах 4 и 5 Вашего вышеприведенного поста?
и какого цвета 2103 была у Вашего папы?