ПОРТАЛ   Список форумов   FAQ   мобильная версия   Поиск  
Регистрация  Вход
Список форумов Курилка Просто треп

Моя прелесть: Эстония-стерео 1971 г. Ламповая!

Модераторы: Beetle, kemper

Моя прелесть: Эстония-стерео 1971 г. Ламповая!

Сообщение Route_66 » 01 авг 2019, 13:51

Началось все это давным-давно, в теперь вот уже почти что былинном 2000-м году: встретил я своего друга по КПИшной кофейне. Он в ту пору, уйдя из КПИ после 1-го курса (понял, что это не его), закончил медицинский и успел жениться. Собственно, именно по этой последней причине и началась вся та история, которую я нынче собираюсь вам поведать.

Стояли у него дома 2 колонки от ламповой радиолы высшего класса "Эстония-стерео". И случилось так, что его жена эти колонки, что называется, с первого взгляда невзлюбила. Настолько, что выкатила ему ультиматум: мол, или я в доме, или они. Сергей (так зовут моего друга) выбрал ее. В итоге, колонки ему нужно было срочно куда-то девать. А поскольку на его пути в этот момент попался я, то и предложил он их именно мне. Я был не против, благо места на работе хватало, да и обстановка вполне позволяла. Естественно, возник и вопрос о цене вопроса. "Да забирай их так," - махнул рукой Сергей. - "Хотя нет. В народе говорят, что собаку дарить нельзя, надо хоть за рубль, но именно продать. Колонки - это, конечно, не собака, но все-таки..."

Рубля (точнее, гривны) у меня в тот момент с собой не оказалось (не удивляйтесь, это был не 2019-й год, а 2000-й). А было только 42 копейки. Сергея такая цена вполне устроила. В общем, приехал я к нему домой. И вдвоем с ним мы благополучно доперли городским транспортом с Отрадного на Васильковскую, ко мне на работу, 2 полированных "гроба" весом по 20 кг каждый. Ознаменовали это дело, как полагается, и довольные разошлись.

Изображение
(Забегая вперед, скажу, что это фото другого комплекта таких же колонок, но выкладываю просто для представления о сабже)

Начал я осматривать свое приобретение. И оказалось, что обе они не совсем в порядке: в одной не работал динамик НЧ, а в другой - пищалка.

Тут надобно заметить, что колонки эти не совсем обычные, с точки зрения современных представлений о подобной технике. Проектировались они под ламповый усилитель, поэтому мощность у них совсем небольшая - всего лишь по 6 Вт на каждую. Но при этом в них использованы динамики с высокой чувствительностью, за счет чего громкость (звуковое давление) соответствует обычным колонкам мощностью 15...20 Вт.

Честно говоря, никаких особых видов я на них не имел. Как говорится, дают - бери, а выкинуть всегда успеешь. В общем, подоткнул я к ним какой-то тухлый самопальный усилитель из того, что валялось под руками, и уселся смотреть кино. И внезапно чуть не подпрыгнул от того, каким глубоким, мягким и бархатным низом отозвалась та колонка, в которой соответствующий динамик был еще жив. "А ведь это же еще только одна!" - подумалось мне. И захотелось во что бы то ни стало оживить их и привести в надлежащее состояние.

Если интересно - продолжение следует. Если считаете, что эта тема здесь лишняя - уберу.
Последний раз редактировалось Route_66 03 авг 2019, 03:47, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Route_66
Трешковед
Машины
 
Сообщения: больше 500
Зарегистрирован: 30 июл 2014, 16:17
Откуда: Киев, Украина

1981 ВАЗ 2106
Благодарности: 4 [ ? ]
Возраст: 53
Машинка: 2106 1.6 1981
Цвет: Желтая

Re: Моя прелесть: Эстония-стерео 1971 г. Ламповая!

Сообщение benson » 01 авг 2019, 15:39

Нет, тема не только не лишняя, но весьма интересная и нужная!
Продолжайте в том же духе!
benson
Ценитель оригиналов
Машины
 
Сообщения: больше 500
Зарегистрирован: 15 сен 2008, 18:07
Откуда: деревня Балашиха
Благодарности: 9 [ ? ]
Возраст: 43
Машинка: 2107
Цвет: красный

Re: Моя прелесть: Эстония-стерео 1971 г. Ламповая!

Сообщение Route_66 » 01 авг 2019, 16:24

benson писал(а):Нет, тема не только не лишняя, но весьма интересная и нужная!
Продолжайте в том же духе!

Спасибо!
Аватара пользователя
Route_66
Трешковед
Машины
 
Сообщения: больше 500
Зарегистрирован: 30 июл 2014, 16:17
Откуда: Киев, Украина

1981 ВАЗ 2106
Благодарности: 4 [ ? ]
Возраст: 53
Машинка: 2106 1.6 1981
Цвет: Желтая

Re: Моя прелесть: Эстония-стерео 1971 г. Ламповая!

Сообщение DK1503 » 01 авг 2019, 17:36

Очень интересно прочитать продоление истории. Что было дальше? Судя по началу сейчас есть интересная коллекция ретро аудиотехники.
Аватара пользователя
DK1503
Трешковед
Машины
 
Сообщения: больше 500
Зарегистрирован: 17 июн 2013, 10:47
Откуда: Иркутск
Благодарности: 2 [ ? ]
Возраст: 36
Машинка: 1974
Цвет: Вишня

Re: Моя прелесть: Эстония-стерео 1971 г. Ламповая!

Сообщение Route_66 » 01 авг 2019, 17:37

Коллекции, как таковой, нет. Но продолжение, безусловно, есть. Ближе к ночи постараюсь осилить следующую серию ))
Аватара пользователя
Route_66
Трешковед
Машины
 
Сообщения: больше 500
Зарегистрирован: 30 июл 2014, 16:17
Откуда: Киев, Украина

1981 ВАЗ 2106
Благодарности: 4 [ ? ]
Возраст: 53
Машинка: 2106 1.6 1981
Цвет: Желтая

Re: Моя прелесть: Эстония-стерео 1971 г. Ламповая!

Сообщение Route_66 » 02 авг 2019, 04:58

Итак, решено: колонки будем восстанавливать! Но сказать легко, а сделать... Ладно, попробуем. А для начала посмотрим, что покажет вскрытие.

Отвинтив заднюю стенку, внутри я обнаружил следующую картину:

Изображение

(Сразу уточню, что на данном фото не мои колонки - это фотография аналогичных, найденная в Сети. Фотографировать свои тогда мне попросту не пришло в голову, да и нечем было это делать: цифра в ту пору еще была в диковинку, а переводить пленку на подобную затею представлялось никому не нужной блажью.)


Итак, на первый взгляд данный агрегат представляется АС с закрытой задней стенкой. По существу, так оно и есть. Только не совсем простой: в нижней части ящика находятся 2 объемных резонатора, соединенных с основным объемом ящика специально рассчитанными отверстиями в верхней стенке (см. фото вверху). В некоторых источниках пишут, что это резонаторы Гельмгольца, якобы призванные уменьшить заметность на слух фона переменного тока (частоты 50 и 100 Гц). На самом деле это не так. Эти резонаторы служат не для поглощения нежелательных частот, а для выравнивания амплитудно-частотной характеристики (АЧХ) в области НЧ. Это оригинальное решение было предложено в 1963 г. сотрудниками Рижского радиозавода им. А.С. Попова Р.П. Керно и И.Р. Балодисом и защищено авторским свидетельством 165911. Впервые такая конструкция АС была применена в радиоле высшего класса "Симфония", серийно выпускавшейся с 1964 г. вышеупомянутым Рижским радиозаводом (RRR), а затем и в ее модернизированном варианте "Симфония-2" (1967), и "Эстония-стерео" (1970). Последняя, которая и стала героиней нашего повествования, выпускалась в Таллинне (в ту пору еще с одним "н") на тамошнем заводе RET, и отличалась от своей латвийской сестры внешним оформлением и некоторыми незначительными изменениями в схеме.

Изображение

Изображение

Данная АС является трехполосной, т.е. весь диапазон воспроизводимых ею частот разбит на 3 участка: НЧ, СЧ и ВЧ.

НЧ-звено представлено головкой 6ГД-2, почитаемой в определенных кругах едва ли не культовой. На самом деле, конечно же, ничего таинственного и мистического в ней нет - это просто хорошая НЧ-головка.

Изображение

Ее главными особенностями являются:
- Внушительный размер (диаметр 252 мм, или около 10 дюймов);
- Подвес диффузора из бумаги с невысыхающей полимерной пропиткой;
- Низкая резонансная частота - 30 Гц;
- Высокая чувствительность - 93,5 дБ.

Все это вместе взятое и обеспечило тот глубокий, мягкий и бархатный низ, без малейшего "резиново-фазоинверторного" оттенка, который буквально накрыл меня при первом включении и вдохновил на последующие подвиги. В составе данной АС эта головка воспроизводит звуковые частоты от 40 Гц. Много это, или мало? С учетом того, что частота нижней ноты на бас-гитаре составляет 41 Гц, можно с уверенностью сказать: для музыки вполне достаточно!

Приятная особенность головки 6ГД-2 заключается также в том, что центрирующая шайба у нее приклеена не к диффузородержателю, а к фланцу, который фиксируется тремя винтами. В процессе эксплуатации иногда случается, что в силу тех или иных причин нарушается центровка звуковой катушки в зазоре, и она начинает касаться керна или фланца. Это вызывает сильные искажения и резкие неприятные призвуки, особенно заметные при небольшой громкости. А подобная конструкция позволяет простой регулировкой вернуть головке чистый звук. Достаточно подать на головку НЧ-сигнал с генератора, ослабить крепежные винты, и осторожно перемещая центрирующую шайбу, добиться отсутствия дребезга и посторонних призвуков. После окончания регулировки винты зажимаются и фиксируются каплей краски или клея.

За СЧ отвечает головка 4ГД-28.

Изображение

На самом деле, по своим параметрам эта головка с диаметром 202 мм (примерно 8 дюймов) и сопротивлением 4 Ом никакая не СЧ, а вполне широкополосная, рассчитанная на воспроизведение полосы частот от 60 до 12000 Гц. И применялась именно в этом качестве во множестве приемников и радиол вплоть до 1-го класса - например, в той же "Ригонде". В АС "Эстония-стерео" же эта головка воспроизводит существенно более узкую полосу частот, а именно средние. Естественно, что хорошо отыграть часть диапазона легче, нежели целый. Поэтому середина у этих колонок очень яркая, певучая, но при этом абсолютно ненавязчивая. Отлично передается тембр голоса и музыкальных инструментов.

Чтобы исключить влияние НЧ-головки, 4ГД-28 помещена в бокс в виде штампованной стальной тарелки. Чтобы не возникало ненужных резонансов, бокс внутри заполнен ватой, а диффузородержатель дополнительно закрыт панелью акустического сопротивления (ПАС) из перфорированного картона.

Высокие частоты воспроизводит 1ГД-3.

Изображение

Изображение

Отличные "пищалки" с высокой чувствительностью и легким, прозрачным звуком. Одна беда: перегрузки боятся. Стоит дунуть в них сдуру больше положеного, как звуковая катушка перегревается, и витки на ней начинают сползать. На слух это воспринимается, как резкий неприятный дребезжащий призвук - нет, не на высоких, а на средних частотах. Например, при прослушивании фортепианной музыки. Но этот недостаток компенсируется громадным достоинством: конструкция у них разборная! Да-да, можно просто открутить 3 винта и полностью снять магнитную систему с фланцем, освободив доступ к звуковой катушке. Поэтому, если у вас случилась неприятность, можно снять магнит, жиденько развести клей (я использовал ПВА), и зубочисткой очень аккуратно, без фанатизма, промазать по всей поверхности обмотки звуковую катушку. После высыхания клея магнит аккуратно ставим на место (здесь очень важно не повредить край звуковой катушки), на головку подаем звуковой сигнал частотой около 1000 Гц, и аккуратно центрируем, добиваясь максимально громкого и чистого звука без посторонних призвуков. После окончания регулировки затягиваем винты и фиксируем их краской.

Для того, чтобы на каждую из головок попадали именно "свои" составляющие звукового спектра, служит разделительный фильтр, схема которого приведена ниже.

Изображение

Фильтр очень простой, всего лишь 1-го порядка, но в данном случае его вполне достаточно. ФНЧ для головки 6ГД-2 состоит из дросселя Др1, ФВЧ для 1ГД-3 - из конденсатора C5.

Наиболее спорным решением является применение аж четырех (!), и притом электролитических конденсаторов C1...C4 в фильтре для СЧ-головки 4ГД-28. Вместе они образуют один неполярный конденсатор емкостью 50 мкФ. Вроде бы, сразу напрашивается замена на что-нибудь более естественное для звукотехники - например, на пленочный. Видимо, в те времена подобная продукция была в дефиците - вот и пришлось изворачиваться. На профильных форумах время от времени кто-нибудь пишет, что вот - поменял, но в результате у него на слух поднялись средние частоты. При этом никто не подтверждает это результатами измерений. А воспринимать всерьез публику, которая самозабвенно слушает пайки, конденсаторы и провода - это, по большому счету, себя не уважать. Поэтому не стал экспериментировать и оставил пока все, как есть - предварительно убедившись, что электролиты не высохли и сохранили свою емкость.

Автотрансформатор Тр служит для согласования сопротивления головки 4ГД-28 (у нее 4 Ом, а сопротивление АС 8 Ом), и для выравнивания АЧХ на СЧ.

Так должно было быть. Но на практике все оказалось несколько иначе, и притом в худшую сторону. В одной колонке была напрочь "выплюнута" НЧ-головка: звуковая катушка вылезла из зазора и непоправимо деформировалась, изуродованным оказался и сам диффузор. Такое впечатление, что ее подключили к усилителю ватт эдак на 50, и "качнули" со всей дури. А в другой колонке оказалась оборвана "пищалка", и при этом не возле выводов, а где-то в середине обмотки.

Менять головки на более современные был не вариант, т.к. у тепершних, рассчитанных на мощные транзисторные усилители, чувствительность примерно в 2...3 раза ниже. Замена также потянула бы за собой переделку и пересчет фильтра, затем вылезли бы нюансы с акустическими параметрами корпуса - в общем, после героического преодоления всех трудностей на выходе я получил бы пару вполне работоспособных, но... совершенно других АС, не имеющих с прежними ничего общего, кроме внешнего вида.

Заниматься таким колхозингом у меня не было ни малейшего желания, поэтому я поехал на радиобазар... и без особого труда купил там оригинальный 6ГД-2 и 1ГД-3. Не знаю, как с этим сейчас, но в 2000-м году это оказалось совсем не сложно. Кстати, недавно я обнаружил на одном из сайтов этикетку, из которой явствовало, что головки 6ГД-2 еще выпускались, как минимум, в 1983-м году!

В общем, купленные головки были установлены на свои законные места, корпуса приведены в порядок (протянул и проклеил, чтобы не дребезжали и не резонировали), а хлипкие соединительные провода были заменены на кондовые, но внушающие несомненное доверие ШВВП 2 х 1,5.

В качестве усилителя я использовал свою старую добрую вертушку "Вега-108-стерео", в которой когда-то переделал предусилитель-корректор и заменил все электролиты на импортные, а все маломощные транзисторы на японские, из не подлежащего восстановлению телевизора Panasonic образца 198х-мохнатого года. Прикололо меня то, что корпуса у них точно, как у советских КТ315 и КТ361, и цоколевка такая же. А вот параметры у них не в пример лучше, и шума с ними совсем не слышно. Услитель "Веги" выдает 10 Вт номинальной мощности на нагрузку 4 Ом. Соответственно, на 8 Ом получается порядка 5...6 Вт, что идеально согласуется с колонками.

В качестве источника сигнала я использовал компьютер с дискретной звуковой картой - классическим винрарным Creative SoundBlaster Live! 5.1 образца 2000 года - понабирал их когда-то по дешевке во все свои компы, когда народ со своими мыльницами стал массово мигрировать на интегрированный саунд. А я его не могу слушать, органически - уши в трубочку сворачиваются. Единственный раз услышал нормальную интегрированную звуковуху в далеком 2004-м - была у меня тогда такая мать, EPoX 8RDA (только не Pro, там саунд фуфельный!), еще под Socket A, на доисторическом чипсете NVidia nForce 2 - кто-нибудь еще помнит Athlon XP? Больше не слышал я нормального саунда на борту - ни до, ни после...

В целом, моя аудиосистема на работе после всех манипуляций приобрела вот такой вид (фотка с телефона, не взыщите!):

Изображение

И все бы меня в ней устраивало, вот только один мелкий, но очень вредный червячок потихоньку грыз и точил изнутри: а все-таки, как же играли когда-то эти колонки с родным ламповым усилителем? Продолжалось все это дело до лета прошлого, 2018-го года, пока на глаза мне не попалось объявление на интернет-барахолке OLX. И вот на этом-то моменте наша предыстория заканчивается, и начинается собственно тема...

Продолжение следует
Аватара пользователя
Route_66
Трешковед
Машины
 
Сообщения: больше 500
Зарегистрирован: 30 июл 2014, 16:17
Откуда: Киев, Украина

1981 ВАЗ 2106
Благодарности: 4 [ ? ]
Возраст: 53
Машинка: 2106 1.6 1981
Цвет: Желтая

Re: Моя прелесть: Эстония-стерео 1971 г. Ламповая!

Сообщение Route_66 » 03 авг 2019, 03:28

Да, вот так, на протяжении целых 18 лет в фоновом режиме крутилась у меня в голове эта навязчивая мысль: послушать свои колонки с родным усилителем. И сделать чисто для себя вывод относительно этого самого "лампового звука", вокруг которого сломано столько копий: что это такое - плод воспаленного воображения аудиофилов (едва ли не большинство из которых производят впечатление психически не вполне здоровых людей), умело раскрученный коммерческий миф, эксплуатирующий это самое душевное нездоровье, или же... в этом, все-таки, действительно что-то есть?

Хотя мое поколение в радиолюбительском отношении выросло и сформировалось уже после ламп, в эпоху транзисторов, но с лампами мне реально повозиться пришлось, и немало. При этом мое отношение к ним было двойственным: так, ламповые приемники я откровенно любил, а вот ламповые телевизоры, которые доводилось чинить - ненавидел. В основном из-за того, что в тех телевизорах под действием повышенной температуры и постоянных термоциклов (нагрев-остывание) за несколько лет пересыхали внутри пластиковые детали, включая высоковольтную изоляцию, и начинали сыпаться все пайки. Приемники же, в силу своих конструктивных особенностей, такими болячками практически не страдали и жили долго и счастливо. При этом шумели они значительно меньше транзисторных, да и сам эфир казался в них каким-то более чистым и прозрачным, с меньшим количеством помех и искажений, особенно на коротких волнах.

Так что успел я вдоволь и наслушаться, и повозиться с ламповой техникой, но... все это было НЕ ТО. Среди всех ламповых приемников и радиол, с которыми мне доводилось иметь дело, не было ни одного, который можно было бы хотя бы с натяжкой отнести к категории Hi-Fi. Сплошной ширпотреб, 2...3-го класса. Причем исключительно монофонический. Естественно, что появившиеся у нас к середине 70-х высококачественные транзисторные усилители, виниловые вертушки и стереомагнитофоны легко уделывали всю эту ламповую ретротехнику, как тузик тряпку. Оно и не удивительно: просто совершенно разные "весовые категории".

Но... высококачественная аудиотехника ведь существовала и раньше! И вот эти вот самые колонки от "Эстонии-стерео", звучание которых мне так понравилось буквально с первых нот, и которое не надоело за 18 лет - наглядное тому подтверждение. Ну, не могли они подключаться к плохому усилителю - в противном случае, их можно было бы сделать намного меньше, проще и дешевле. А если этот усилитель был хорошим - то как именно он звучал?

Чтобы получить ответ на этот вопрос, надо было либо докупить к колонкам недостающую радиолу, либо собрать такой усилитель самому. Второй путь меня не особо воодушевлял, поскольку лампы - это не транзисторы и не микросхемы, здесь и блок питания специфический нужен (250...300 В с хорошей фильтрацией), а самое главное - это особые выходные трансформаторы, правильность и качество исполнения которых определяют исход всей затеи, и мотать которые вручную на коленке мне как-то совсем не хотелось. А купить... посматривал я в объявления время от времени. Но все это было или где-то далеко, или слишком дорого.

В очередной раз, летом 2018 года, что называется, от нечего делать, я закинул в Google запрос "Эстония-стерео". И тут же увидел объявление о продаже. Цена - 2600 грн (примерно 100 баксов). Дата... позавчера. Адрес... блин! Мало того, что Киев - так еще и у нас, на Оболони! Тут-то и щелкнул внутри какой-то тумблер: бери, если не возьмешь сейчас, то уже не сделаешь этого никогда!

Дальше пальцы уже сами набирали номер телефона продавца:
- Да, продается. Рабочая, но приемник не работает (уже печально, но преодолимо). Комплектная полностью, все детали на месте. Лампы тоже. Внутри ничего не переделывали, только меняли негодные потенциометры (м-да, наверняка не на равноценные оригиналу - ну, тоже ладно!). Платы перегретым паяльником не пахались, дорожки все на месте (уже большой плюс). Посмотреть и послушать? Запросто, в любое удобное время! Без колонок? Нет, без колонок продавать не хочу.

Ладно, соглашаюсь забрать вместе с колонками. В конце концов, второй комплект лишним не будет: в случае чего, отдам его в хорошие руки, как когда-то отдали мне.

Приехал по указанному адресу. Дверь открыл мужчина лет 65, причем явно не барыга, а радиолюбитель эдакой старой, теперь уже практически вымершей формации. Долго разговаривать не пришлось, я убедился в комплектности, покрутил ручки, послушал - вроде бы, аппарат вполне жизнеспособный, никаких фатальных дефектов нет. Через пару дней приехал уже на машине, рассчитался и увез свое приобретение на работу.

Изображение

Вот она - уже на новом месте. Крутилки китайские, ручки на них колхозные - но родные ручки все имеются. Кроме одной: на настройке должна стоять бОльшего диаметра. Будем искать. Корпус сохранился на 4 с плюсом: кое-где есть небольшие царапины и потертости, но в целом очень хорошо.

Изображение

Задняя стенка (родные ручки лежат на ней, причем это еще не все из имеющихся). Обратите внимание на цену: 420 рублей - по состоянию на 1971-й год! М-да, не удивительно, что такие не стояли в ту пору в каждом доме...

Изображение

И взгляд внутрь корпуса: все на месте, ничего не сломано, не потеряно и не раскурочено.

Продолжение следует
Аватара пользователя
Route_66
Трешковед
Машины
 
Сообщения: больше 500
Зарегистрирован: 30 июл 2014, 16:17
Откуда: Киев, Украина

1981 ВАЗ 2106
Благодарности: 4 [ ? ]
Возраст: 53
Машинка: 2106 1.6 1981
Цвет: Желтая

Re: Моя прелесть: Эстония-стерео 1971 г. Ламповая!

Сообщение Garni » 03 авг 2019, 07:59

Отличное повествование! Хоть радиодело и электроника это не совсем мое, но интересуюсь данной тематикой. А стиль изложения автора выше всяких похвал. Жду продолжения.
Хорошо там, где нас нет. Плохо что нас нет там, где хорошо.
Аватара пользователя
Garni
Трешковед
Машины
 
Сообщения: больше 500
Зарегистрирован: 27 июл 2011, 14:24
Откуда: Краснодар
Благодарности: 13 [ ? ]
Возраст: 44
Машинка: ВАЗ-2103 1,5 1974
Цвет: красный

Re: Моя прелесть: Эстония-стерео 1971 г. Ламповая!

Сообщение Route_66 » 03 авг 2019, 13:04

Спасибо за интерес и за добрые слова. По правде сказать, вначале я побаивался, что с этой темой меня сразу же затюкают за флуд и оффтоп. Но, с другой стороны - на то этот раздел и называется "Просто треп", чтобы в нем просто трепаться о чем угодно.

Вообще, когда-то очень давно я определил для себя, что больше всего хотел бы в жизни заниматься не просто электроникой, а той электроникой, из которой получается хорошая музыка. Жизнь распорядилась чуть иначе, но мечты-то никуда не делись. Вот и стараюсь хоть чуть-чуть уделять им внимание, по мере возможностей. Эту радиолу я взял себе чисто для души, под неспешную реставрацию. Что и как я с ней буду делать дальше - обязательно буду выкладывать здесь.
Аватара пользователя
Route_66
Трешковед
Машины
 
Сообщения: больше 500
Зарегистрирован: 30 июл 2014, 16:17
Откуда: Киев, Украина

1981 ВАЗ 2106
Благодарности: 4 [ ? ]
Возраст: 53
Машинка: 2106 1.6 1981
Цвет: Желтая

Re: Моя прелесть: Эстония-стерео 1971 г. Ламповая!

Сообщение Route_66 » 05 авг 2019, 04:21

Итак, в прошлый раз мы остановились на том, что я купил и привез на работу радиолу "Эстония-стерео", послушать которую я смутно мечтал много лет. Привез, осмотрел, включил и начал разбираться: а что же это такое я купил?

Как уже упоминалось выше, кроме китайских крутилок на регуляторах громкости и тембра ВЧ, других видимых признаков вредоносной (само)деятельности внутри видно не было. Тем не менее, приемник не работал: не было накала на лампах блока УКВ и на одной из трех ламп 6К4П - той, что стояла в блоке КДСВ (полную схему радиолы вместе с заводской инструкцией, можно скачать здесь).

Кроме того, похоже, что УПЧ самовозбуждается: при включении приемника слышен свистящий шум, характер которого меняется при повороте ручки регулировки полосы пропускания. Вдобавок, не работает двигатель системы АПЧ. В данной радиоле она электронно-механическая: специальная схема выделяет и усиливает сигнал ошибки, пропорциональный расстройке приемника, а затем преобразует его в переменное напряжение, управляющее асинхронным электродвигателем, связанным с механизмом настройки. В результате, при расстройке приемника механизм начинает вращаться в нужном направлении до тех пор, пока точная настройка не будет восстановлена. Впервые такая система была применена в 1957 году в применике "Фестиваль", а в несколько модернизированном виде - в радиолах "Симфония" и "Эстония-стерео". Осмотр показал, что отстсутствует лампа 6Ф5П, на которой собарана эта система АПЧ. Кроме того, оплавлен жгут проводов, идущий к блоку УКВ, а лампа 6К4П просто неисправна - у нее оборвана нить накала.

На следующий день недостающие лампы были приобретены на радиорынке, но приемник в результате так и не заработал, и моторчик АПЧ тоже не начал крутиться - ни в автоматическом режиме, ни в ручном (это когда при нажатии на кнопку стрелка едет влево или вправо через всю шкалу).

На этом дальнейшая ревизия и ремонт приемника были отложены до лучших времен, и я приступил к непосредственному осуществлению своей давней мечты - оценить звучание усилителя. Поскольку колонки, полученные в комплекте с радиолой, немилосердно дребезжали (от времени прослабли и несколько рассохлись корпуса), я подключил свой старый, "боевой" комплект.

После прогрева ламп я приложил ухо сначала к низкочастотному динамику - просто фантастика! Нет ни малейшего намека на фон переменного тока, полностью устранить который в ламповых схемах очень сложно. В принципе, ничего удивительного, разработчики действительно постарались на славу. Во-первых, фильтр в блоке питания имеет развитую многозвенную RLC-структуру, и на количестве резисторов, конденсаторов и дросселей никто не экономил. Во-вторых, симметричный двухтактный выходной каскад сам по себе хорошо подавляет фон, вызванный пульсациями питающего напряжения. И наконец, накал лампы первого каскада УЗЧ здесь питается постоянным током. Так что великолепный результат вполне закономерен, приятно удивляет только, что "электролиты" в блоке питания не потеряли своей емкости за без малого 50 лет.

Затем ухо к пищалке - и здесь полная тишина, сколько-нибудь слышимого шума нет и в помине. Что ж, это приятно. Но ведь мы же не шумы собрались слушать, а музыку!

Подключаю кабель со звуковой карты компьютера к разъему входа звукоснимателя и включаю режим воспроизведения грамзаписи. И... сначала ничего не понял, даже разочарование какое-то накатило. Звук, как звук - ничего выдающегося и феноменального. Низ, середина, высокие - все, вроде бы, есть. Но они были с этими колонками и на "Веге", причем примерно в том же количестве. Неужели я просто зря выбросил деньги, а хрустальная мечта долгих 18 лет в одночасье превратилась в тыкву?! Нет - конечно же, не совсем зря: определенную историчекую ценность данный аппарат, все же, представляет. Отмыть его, отремонтировать, вернуть оригинальный вид - и пусть живет себе дальше в виде музейного экземпляра...

В таких вот примерно раздумьях провел я последующие пару часов. Проигрыватель между тем крутил мой плейлист из 18 с лишним тысяч позиций (я люблю слушать музыку в случайном порядке, чтобы никто не мог предсказать, какая вещь будет дальше). И в какой-то момент меня, что называется, "накрыло": я начал замечать, что на заезженных буквально до дыр и изученных за много лет до каждого шороха композициях я ясно и четко слышу новые детали и нюансы, на которые раньше просто не обращал внимания! То есть, они наверняка там были - но транзисторные усилители их как-то "замыливали", делали незаметными. А тут такое впечатление, что с фонограммы вдруг просто стерли пыль, и она предстала с новой, неведомой, ошеломляющей ясностью, прозрачностью и детализацией. Так вот он какой, пресловутый ламповый звук!

Самое интересное, что звучание какое-то удивительно легкое, оно абсолютно не утомляет даже на большой громкости - хочется слушать еще и еще, от него практически невозможно оторваться. Так, я заново открыл для себя классические альбомы Pink Floyd - только на лампах они раскрылись и зазвучали по-настоящему, во всем богатстве звуковых оттенков. Прекрасно звучит оркестр: как-то в разгар новогодних каникул я прокрутил жене Concerto for Group and Orchestra Deep Purple - и она была в полном восторге, сказала, что звучит действительно здОрово (с моей стороны это был хитрый тактический ход: когда после завершения реставрации я заберу эту радиолу домой, а я очень хочу это сделать, она будет знать, что я привез не старый хлам, а действительно классную и стОящую вещь!). Совершенно замечательно звучат винтажные записи 50...70-х годов, включая оцифровки с винила, в том числе и советские. Теперь, если кто-нибудь умненький вдруг заявит мне, что у нас раньше не умели записывать, а "Мелодия" - это фуфло и отстой, то я с чистой совестью плюну ему в глаза и отвечу, что у него просто не на чем было эти записи нормально послушать.

А вот что действительно звучит гадостно - так это многие записи последних лет, до смерти задолбанные компрессией в ходе пресловутой "войны громкости". Впрочем, гадостно они звучат на любой приличной апппаратуре, а слушать их можно только на китайских мыльницах, под которые они изначально и были рассчитаны. Хуже то, что теперешние звукодятлы за пультом аналогичным образом убили и многие старые записи в ходе так называемого "ремастеринга". Так, одни и те же песни в исполнении Муслима Магомаева прекрасно звучат на виниловом миньоне 1965 года, или на его первом стереофоническом "гиганте" 1967-го, но напрочь отвратно на официальных CD 2000-х: громкость загнана компрессором под самый потолок, и какая-дибо динамика отсутствует в принципе.

Увы, каждое хорошее событие имеет и свою обратную сторону. В данном случае обратной стороной для меня стало то, что после своей "Эстонии" я уже просто не могу слушать ту же самую "Вегу", да и вообще транзисторные усилители. Меня теперь бесит и убожество звучания моей домашней системы ("Вега У-120-стерео" + 15АС-408). Хочется вернуть "Эстонии" ее первозданный вид и функциональность, и забрать ее домой. Пофигу, что квартира однокомнатная - что-нибудь придумаем, этот звук действительно того стОит! О том, что и как я делаю в этом направлении, читайте в следующей серии. Благодарю за внимание!

Изображение

Тот самый усилитель. Просто, как и все гениальное!

Продолжение следует
Аватара пользователя
Route_66
Трешковед
Машины
 
Сообщения: больше 500
Зарегистрирован: 30 июл 2014, 16:17
Откуда: Киев, Украина

1981 ВАЗ 2106
Благодарности: 4 [ ? ]
Возраст: 53
Машинка: 2106 1.6 1981
Цвет: Желтая

Re: Моя прелесть: Эстония-стерео 1971 г. Ламповая!

Сообщение Route_66 » 09 авг 2019, 02:48

Сразу же после первых восторгов от звучания родного лампового усилителя я решил заняться вторым комплектом колонок - тем, который пришел вместе с радиолой. Слушать его в исходном виде было совершенно невозможно: за долгие годы корпуса рассохлись и разболтались, из-за чего немилосердно резонировали и дребезжали, сводя на нет все впечатление от музыки. Кроме того, на лицевой панели одной из колонок были очень неопрятные разводы на радиоткани, а также характерная пахучая метка, оставленная когда-то котом.

Почитав на профильных форумах советы реставраторов радиоаппаратуры, я отказался от мысли снять ткань с панели для стирки. Опытные люди предупреждали, что нормально, ровно и красиво натянуть ее обратно потом уже не получится. Поэтому было принято другое решение: разобрать колонки, снять динамические головки и постирать ткань прямо на панели, с помощью одежной щетки и стирального порошка, после чего прополоскать ее водой. Специалисты уверяли, что кратковерменные водные процедуры не повредят здоровью фанеры. Как вскоре выснилось, все это - чистая правда. В результате стирки разводы с ткани исчезли вместе с кошачьим запахом. Остались небольшие, но неприятные пятнышки темно-коричневого цвета:

Изображение

Изображение

Изображение

Такое впечатление, что брызнуло когда-то чем-то едким: нити истончились, и сквозь них проглядыввает темная фанера передней стенки. Отстирать или вывести такое, по-моему, нереально, можно сделать только еще хуже. Наверное, лучше всего будет просто замаскировать эти дефекты, аккуратно заклеив их поверх крохотными кусочками аналогичной ткани (найти подходящие обрезки, я надеюсь, со временем получится).

Вторая колонка была без пятен и разводов, но на ней ткань грешила многочисленными разрывами и сдвигами нитей, которые пришлось долго приводить в относительный порядок с помощью иголки:

Изображение

Сами корпуса, включая полировку, были в идеальном состоянии. А самый главный сюрприз ждал меня внутри: оказывается, с самого 1971-го года их до меня еще никто ни разу не открывал! Головки внутри абсолютно свежие и новенькие, как будто только что с завода! Никаких проблем ни с центровкой, ни с пылью в зазорах, ни с витками на звуковых катушках, ни с пропиткой подвесов - все новенькое и в полном идеале!

Корпуса протянул по периметру, добавил недостающие шурупы (внутри некоторое их количество умудрились "сэкономить" на заводе - видимо, социалистическое воспитание к тому времени уже начало приносить свои плоды), щели законопатил хлопчатобумажной тряпочкой и хорошенько проклеил все это дело клеем ПВА. В результате чуть не угробил всю предыдущую затею со стиркой: излишки клея просочились наружу и стали безобразно расползаться с краев по ткани. Пришлось срочно брать щетку, обильно мочить ее и разгонять клей по всей поверхности ткани, пока он не высох. После того, как я повторил эту процедуру 2 или 3 раза, вид стал вполне приемлемым.

Изображение

Это одна - которую стирали.

Изображение

И вторая.

Родные убогие тоненькие провода, так же, как и своем старом комплекте, я поменял на 5-метровые куски  ШВВП 2 х 1,5. После сушки и сборки колонок я подал на вход усилителя сигнал с генератора (программного - но какая разница в данном случае?), прогнал частоту во всем звуковом диапазоне, и с чувством глубокого удовлетворения убедился, что все звучит чисто, без каких-либо призвуков, резонансов и дребезга.

В целом собранная система на сегодня выглядит следующим образом:

Изображение

Использую ее для повседневного прослушивания музыки (сигнал на вход подается со звуковой карты компьютера - того, что в черном здоровенном корпусе). Жду достаточно продолжительного "окна" в рабочем графике, чтобы можно было спокойно сделать все задуманное в полном объеме, не отвлекаясь и не прерываясь, вплоть до победного конца. А предполагается следующее:

1. Привести в порядок корпус - помыть, устранить дефекты полировки и лака.
2. Установить нормальные штатные потенциометры взамен китайских на регуляторы громкости и тембра ВЧ.
3. Восстановить в полном объеме работоспособность приемника, включая систему электронно-механической АПЧ.
4. Заменить все лампы новыми, поскольку наработка и состояние имеющихся мне неизвестны.

Что уже подготовлено?
По схеме громкость и тембр ВЧ должны регулироваться переменными резисторами типа СП3-12 сопротивлением 470 кОм, и с обратно-логарифмической зависимостью сопротивления от угла поворота (так называемая кривая "В"). Оба резистора сдвоенные, при этом регулятор громкости имеет еще 2 дополнительных отвода для тонкомпенсации. Дело в том, что чувствительность человеческого уха к звукам разной частоты при измениении громкости меняется в разной степени. При уменьшении громкости в первую очередь ослабевают на слух низкие частоты, в несколько меньшей степени высокие, а "середина" по ощущениям звучит сильнее всех. Чтобы избавиться от этого эффекта, в высококачественной аппаратуре используют так называемые тонкомпенсированные регуляторы громкости. Благодаря специально рассчитанным RC-цепочкам, которые подключаются к дополнительным отводам переменного резистора регулятора громкости, при уменьшении громкости НЧ и ВЧ искусственно приподнимаются относительно СЧ, благодаря чему звучание остается на слух сбалансированным по тембру.

Естественно, никаких дополнительных отводов у китайской крутилки, вколхоженной бывшим хозяином на место родного регулятора, не было и в помине. Соответственно, не было и никакой тонкомпенсации. Конечно, можно принять к сведению то, что в последние годы адепты аудиофильской ереси (те, кто вместо музыки самозабвенно слушают провода, конденсаторы, пайки и шумы в паузах) дружно ополчились на тонкомпенсацию, регуляторы тембра, и воообще на все, что хоть как-то отклоняет частотную характеристику звукового тракта от математически идеальной прямой линии. Не желая тратить время и место на бессмысленную полемику по этому поводу, скажу только, что я с этой точкой зрения не согласен в корне. Поэтому буду возвращать схему полностью к стоку. А не понравится компенсация - так ее в любой момент можно отключить. Как говорится, ломать - не строить.

Но "вернуть к стоку" - это только говорится легко. А на деле это означает, что недостающие детали надо где-то добыть. Казалось бы, в чем проблема? Хотя резисторы СП3-12 и были запущены в производство еще более полувека назад, но и на сегодня они отнюдь не дефицит: их чуть модернизированный вариант под названием СП3-30, который пришел на смену где-то на рубеже 70-х и 80-х, выпускается, пожалуй, и до сих пор. Вот только один чудовищно неприятный нюанс: ламповая аппаратура давным-давно уступила место транзисторной, а в ней используются резисторы совсем других номиналов! Если в ламповые схемы шли высокоомные потенциометры: 100, 220, 330, 470 кОм, 1 МОм, а подчас и больше (вон, в той же "Эстонии" на тембр НЧ стоит аж 2,2 МОм, только с ним до сих пор все в порядке!), то для транзисторной техники более характерны сопротивления порядка 4,7, 10, 22, 33, 47 кОм. На более высокоомные спроса на сегодня практически нет. А нет спроса - нет и предложения!

В общем, когда я по наивности поехал на радиорынок и стал рассказывать продавцам, что мне нужен резистор СП3-12 или СП3-30 на 470 кОм, да при этом еще и сдвоенный, да с кривой "В", да вдобавок еще и с двумя (!) отводами для тонкомпенсации - на меня посмотрели, как на чудика, которому вдруг понадобился оригинальный распредвал на "Форд" 1932-го года.

Но - кто ищет, тот всегда найдет! Не прошло и пары недель, как я обнаружил на интернет-барахолке объявление о продаже новых (!) резисторов СП3-30 характерных "ламповых" номиналов. И среди них - искомый редчайший СП3-30е на 470 кОм с двумя отводами! К сожалению, только один, и притом с короткой осью (последнее вполне поправимо). Кроме него, в продаже были еще аналогичные СП3-30е на 1 МОм (их тоже можно поставить на громкость, только обвязку пересчитать), и СП3-30д на 470 кОм с одним отводом (эти пойдут на тембр ВЧ - отвод там не нужен, но его можно просто не подключать). За один резистор продавец хотел аж 30 гривен (чуть больше 1 доллара). На радостях заказал их все - и через несколько дней получил бандероль вот такого содержания:

Изображение

Все резисторы новые, 1984 года выпуска.

Теперь о приемнике. Естественно, он будет восстановлен. Полностью и безоговорочно. Это обсуждению не подлежит. Аппарат действительно шикарный, и однозначно имеет право на долгую и счастливую жизнь. Вот только сама жизнь за это время чуть поменялась. А именно - в "советском" УКВ-диапазоне (64...73 МГц), на который изначально была рассчитана радиола, сейчас уныло и почти пусто. Зато жизнь кипит в "импортном" (88...108 МГц). Естественно, именно он и представляет интерес. Поэтому работа будет выполняться в 2 этапа: сначала восстановлю работоспособность приемника в его родном диапазоне, а затем начну эксперименты по "перетягиванию" его вверх. Чтобы не колхозить и не уродовать родной блок УКВ, для экспериментов я купил через Интернет еще один оригинальный блок УКВ, а дополнительно еще и плату к нему. Вот с ними-то мы и будем экспериментировать, а родной после восстановления снимем и спрячем, чтобы в любой момент можно было быстро и легко вернуться к оригиналу.

Кроме более высоких частот, "верхний" УКВ-диапазон отличается от "нижнего" еще и способом передачи стереосигнала. Поэтому с родным стереодекодером стерео будет недоступно, и все передачи будут приниматься только в монофоническом звучании. Можно приколхозить взамен родного практически любую из имеющихся в продаже дешевых плат. Или спаять самому - благо, выбор специализированных микросхем впечатляет. Но... это уныло, колхозно, неинтересно и неспортивно! Если уж строить трушный ретроаппарат - то по взрослому, в полном согласии со схемотехникой тех лет, и на соответствующей элементной базе. Благо, у "Симфонии-2" (рижская сестра-двойняшка "Эстонии-стерео") была экспортная модификация с пафосным названием "Rigonda Bolshoi" - там от рождения был и "правильный" УКВ-диапазон, и стереодекодер соответствующего стандарта. Схема его имеется, отличия от "внутреннего" советского варианта найти несложно. Собственно оригинальный экспортный декодер я вряд ли найду, а вот сделать его реплику по заводской схеме и из тех же деталей вполне реально. С этой-то целью, в качестве донора, я и приобрел еще один стереодекодер. Родной запущу, проверю и спрячу. А экспериментировать буду с этим. В первую очередь интересуют из него катушки индуктивности - либо в готовом виде, либо арматура под перемотку. Плата, естественно, будет делаться новая.

Изображение

Приобретения для грядущей переделки приемника: слева блок УКВ в сборе, и еще плата к нему. Справа - стереодекодер (донор) и его экран.

И напоследок - еще один немаловажный узел про запас. Известно ведь, что по закону подлости трансформаторы в блоках питания имеют свойство в самое непредсказуемое время перегорать. А трансформатор для такого аппарата просто так не перемотаешь на коленке. Да и лень этим заниматься, если честно. Поэтому, пока была возможность, я прикупил к своей красавице вот такой оригинальный блок питания:

Изображение

Вот теперь у меня есть практически все! Ручка настройки бы еще не помешала, но ее можно без проблем прикрутить в любой момент, как только она найдется. Осталось только дождаться удобного момента - и можно приступать. О ходе работ обязательно буду здесь отписываться, спасибо за внимание и интерес к теме!
Последний раз редактировалось Route_66 09 авг 2019, 12:22, всего редактировалось 4 раз(а).
Аватара пользователя
Route_66
Трешковед
Машины
 
Сообщения: больше 500
Зарегистрирован: 30 июл 2014, 16:17
Откуда: Киев, Украина

1981 ВАЗ 2106
Благодарности: 4 [ ? ]
Возраст: 53
Машинка: 2106 1.6 1981
Цвет: Желтая

Re: Моя прелесть: Эстония-стерео 1971 г. Ламповая!

Сообщение DK1503 » 09 авг 2019, 10:51

Надеюсь, что время найдётся в ближайшем будущем. Очень хочется прочитать продолжение этой темы и узнать как получилось с "Импортным" УКВ диапазоном.
Изображение
Аватара пользователя
DK1503
Трешковед
Машины
 
Сообщения: больше 500
Зарегистрирован: 17 июн 2013, 10:47
Откуда: Иркутск
Благодарности: 2 [ ? ]
Возраст: 36
Машинка: 1974
Цвет: Вишня

Re: Моя прелесть: Эстония-стерео 1971 г. Ламповая!

Сообщение Route_66 » 09 авг 2019, 11:33

Спасибо, сейчас для начала надо избавиться от пары чужих компьютеров - домучить и отдать. Освободить рабочий стол. Дальше благополучно отгулять отпуск. А там очень хочу надеяться, что возможность будет. Просто не хочется разобрать и забросить.

С "импортным" пробовать обязательно буду. Но для начала надо поднять и довести до ума "советский". Все строго по очереди ))
Аватара пользователя
Route_66
Трешковед
Машины
 
Сообщения: больше 500
Зарегистрирован: 30 июл 2014, 16:17
Откуда: Киев, Украина

1981 ВАЗ 2106
Благодарности: 4 [ ? ]
Возраст: 53
Машинка: 2106 1.6 1981
Цвет: Желтая

Re: Моя прелесть: Эстония-стерео 1971 г. Ламповая!

Сообщение DK1503 » 09 авг 2019, 18:48

В Иркутске в "Советском" диапозоне ничего не осталось. Помню еще в 90-е приёмник дедовской 03 ловил только "Маяк", а сейчас вообще глухо.
Аватара пользователя
DK1503
Трешковед
Машины
 
Сообщения: больше 500
Зарегистрирован: 17 июн 2013, 10:47
Откуда: Иркутск
Благодарности: 2 [ ? ]
Возраст: 36
Машинка: 1974
Цвет: Вишня

Re: Моя прелесть: Эстония-стерео 1971 г. Ламповая!

Сообщение Сан Саныч » 09 авг 2019, 19:06

Ну теперь нужно ещё подключить к этой "Эстонии" нормальную виниловую вертушку, и можно будет наслаждаться настоящим, полностью аналоговым, звуком.  :ay:
Изображение
Аватара пользователя
Сан Саныч
умный ТРЁХОвед
умный ТРЁХОвед
Машины
 
Сообщения: больше 500
Зарегистрирован: 12 сен 2008, 12:58
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарности: 12 [ ? ]
Возраст: 49
Машинка: Mercedes-Benz
Цвет: Obsidian black

Re: Моя прелесть: Эстония-стерео 1971 г. Ламповая!

Сообщение Route_66 » 11 авг 2019, 23:16

Есть виниловая. Вега-108-стерео, хорошо видна на столе слева. Живее всех живых - вопреки тому, что выпущена еще в 1982-м. Подумываю вот только - может, со временем корректор к ней тоже замутить ламповый? Винил - это безусловно приятно и правильно, но на работе, все-таки, практичнее компьютер. Вот доведу до ума, заберу домой - там можно будет уже и винилом побаловаться.
Аватара пользователя
Route_66
Трешковед
Машины
 
Сообщения: больше 500
Зарегистрирован: 30 июл 2014, 16:17
Откуда: Киев, Украина

1981 ВАЗ 2106
Благодарности: 4 [ ? ]
Возраст: 53
Машинка: 2106 1.6 1981
Цвет: Желтая

Re: Моя прелесть: Эстония-стерео 1971 г. Ламповая!

Сообщение Route_66 » 12 авг 2019, 00:27

DK1503 писал(а):В Иркутске в "Советском" диапозоне ничего не осталось. Помню еще в 90-е приёмник дедовской 03 ловил только "Маяк", а сейчас вообще глухо.

У нас не совсем пусто - пара-тройка станций там, все же, пока имеется. Но в целом довольно уныло, по сравнению с "верхним".
Аватара пользователя
Route_66
Трешковед
Машины
 
Сообщения: больше 500
Зарегистрирован: 30 июл 2014, 16:17
Откуда: Киев, Украина

1981 ВАЗ 2106
Благодарности: 4 [ ? ]
Возраст: 53
Машинка: 2106 1.6 1981
Цвет: Желтая

Re: Моя прелесть: Эстония-стерео 1971 г. Ламповая!

Сообщение Сан Саныч » 12 авг 2019, 10:51

Route_66 писал(а):Есть виниловая. Вега-108-стерео


Конечно, лучше что-нибудь поприличнее... "Веги" эти - так себе вертушки. Хотя для работы с "Эстонией" может и нормально будет. Корректор однозначно ламповый делать. Я себе собирал на 6Н16б и 6Н17б. Замечательный аппарат получился! )))
Изображение
Аватара пользователя
Сан Саныч
умный ТРЁХОвед
умный ТРЁХОвед
Машины
 
Сообщения: больше 500
Зарегистрирован: 12 сен 2008, 12:58
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарности: 12 [ ? ]
Возраст: 49
Машинка: Mercedes-Benz
Цвет: Obsidian black

Re: Моя прелесть: Эстония-стерео 1971 г. Ламповая!

Сообщение Route_66 » 12 авг 2019, 11:15

G-602 вполне ничего себе крутильный станок. Головку давно поменял на ГЗМ-005. Тракт, конечно, не фонтан. Но его и поменять не проблема. Когда-то давно переделал там корректор с убогой транзисторной "двойки" на  К538УН1, стало заметно лучше. Все электролиты и транзисторы КТ315/КТ361 по кругу поменял на импорт. На то время этого было достаточно. Сейчас, конечно, имеет смысл попробовать лампы. Кстати, у бывшего напарника лежит немалый запас нувисторов. Кажется, 6С51Н - если мне не изменяет память. По параметрам они достаточно близко к 6Н16Б (и к ее прототипу 6Н1П), а по крутизне даже интереснее. Можно попробовать его чуток ограбить ))

А схему твоего корректора можно глянуть, если это не коммерческая тайна?
Аватара пользователя
Route_66
Трешковед
Машины
 
Сообщения: больше 500
Зарегистрирован: 30 июл 2014, 16:17
Откуда: Киев, Украина

1981 ВАЗ 2106
Благодарности: 4 [ ? ]
Возраст: 53
Машинка: 2106 1.6 1981
Цвет: Желтая

Re: Моя прелесть: Эстония-стерео 1971 г. Ламповая!

Сообщение Сан Саныч » 12 авг 2019, 13:25

Да там всё просто и стандартно, однако звучит гораздо лучше всяких там встроенных в усилители корректоров, да и выносных полупроводниковых тоже. Во всяком случае я остановился пока что на этом варианте и менять его желания не возникает. Вертушка у меня Technics с прямым приводом, бошки разные, штук шесть точно. Но в основном пользуюсь бошкой "Audio-Technica", не помню точно какой моделью...
А схема корректора примерно такая: http://www.hifinews.ru/article/details/21584.htm
Изображение
Аватара пользователя
Сан Саныч
умный ТРЁХОвед
умный ТРЁХОвед
Машины
 
Сообщения: больше 500
Зарегистрирован: 12 сен 2008, 12:58
Откуда: Санкт-Петербург
Благодарности: 12 [ ? ]
Возраст: 49
Машинка: Mercedes-Benz
Цвет: Obsidian black

Re: Моя прелесть: Эстония-стерео 1971 г. Ламповая!

Сообщение Route_66 » 12 авг 2019, 13:45

Спасибо!

В принципе, примерно так я и думал: первый каскад с общим катодом, дальше пассивная коррекция, и второй каскад с динамической нагрузкой. Динамический диапазон и должная перегрузочная способность получается автоматически, за счет высокого анодного напряжения. Смущает только, что входная лампа работает с нулевым смещением. Нестабильно это, да и на больших амплитудах можно залезть в область прямых сеточных токов, с сопутствующими искажениями. Я бы ей, все-таки, резистор в катод поставил. Но это так, чисто на первый взгляд.

Обязательно попробую. Но все по порядку, сначала надо привести в порядок радиолу.
Аватара пользователя
Route_66
Трешковед
Машины
 
Сообщения: больше 500
Зарегистрирован: 30 июл 2014, 16:17
Откуда: Киев, Украина

1981 ВАЗ 2106
Благодарности: 4 [ ? ]
Возраст: 53
Машинка: 2106 1.6 1981
Цвет: Желтая


Вернуться в Просто треп



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron