Страница 1 из 1

Электронный выключатель вентилятора, у кого накрылся датчик

СообщениеДобавлено: 01 ноя 2016, 02:25
Route_66
Тем, у кого вышел из строя биметаллический датчик включения вентилятора системы охлаждения, и кто не боится паяльника, рекомендую простенькую электронную схему. В отличие от широко известного решения с ручным включением вентилятора кнопкой из салона, она полноценно замещает сдохший датчик, при этом информация о температуре берется с датчика на блоке цилиндров. Себе такую приблуду сваял еще в 1990-м, и с тех пор она пока не напомнила о себе ничем плохим.

Изображение

Подстроечный резистор R2 ставим многооборотный: лучше всего старый, добрый СП5-2 или СП5-3. Иначе при регулировке будет очень трудно ловить порог, да и стабильность тоже получится не ахти. Компаратор 521СА3 (LM111/211/311) в корпусе TO-5 на сегодня найти проблематично, но при большом желании возможно. "Попсовый" аналог К554СА3 в корпусе DIP-14 не советовал бы: места на плате занимает много, да и уж больно похабно пластмасса, особенно совковая, себя ведет в подкапотных условиях (вибрация, влажность, термоциклы). В долговременной перспективе может весьма неприятно икнуться. В крайнем случае ставим LM393 (подключаем одну половинку), с учетом разницы в цоколевке. Транзистор VT1 тоже лучше в металле - что-то типа 2Т630 (КТ630), 2Т831 с любой буквой. В крайнем случае - КТ815, КТ817 и их производные (замечания по долговременной надежности те же). Диод VD1 - Д226, Д237 с любой буквой; попсовая замена - 1N4007.

Для размещения девайса покупаем реле сигналов РС528. Содержимое выкидываем, внутрь устанавливаем плату со схемой. Текстолитовую крышку реле с выводами не выбрасываем, а лепим нашу плату поверх нее вторым этажом!

Изображение

(Извините за качество  :po_zor: , фоткал лет 10 назад на тогдашний телефон)

Изображение

Смонтированная приблуда крепится рядом с настоящим реле сигналов, на его же шпильке (под кронштейном бачка омывателя ветрового стекла).

Изображение

Изображение

Подключаем провода, согласно схеме. Заводим и прогреваем двигатель. Если все исправно, то крутим R2, пока вентилятор не начнет включаться при 92 °C (порог выключения при этом автоматически будет на 5 °C ниже). Если разница между порогами включения и выключения (гистерезис) почему-либо не устраивает, корректируем R5. При уменьшении R5 гистерезис увеличивается, и наоборот. Фиксируем R2 каплей нитрокраски или клея. Собранную и отрегулированную плату настоятельно рекомендую покрыть лаком.

P.S. Сорри, други мои! За давностью лет чуть было не запамятовал: все же 26 годков прошло  :ups:.
Во избежание разбалансировки измерительного моста, вызываемой включением различных потребителей, обе ветви моста должны получать питание из одной точки. Поэтому "+" питания схемы лучше брать НЕ с клеммы "85" реле вентилятора РС527 (как показано на схеме вверху), а вот ОТСЮДА:

Изображение

Re: Электронный выключатель вентилятора, у кого накрылся дат

СообщениеДобавлено: 01 ноя 2016, 07:53
Panteley
А радиатор с транзистром (4-е фото) это от него??? Выглядит так массивной как будто токи через него идут в 20 ампер... :-)

Re: Электронный выключатель вентилятора, у кого накрылся дат

СообщениеДобавлено: 01 ноя 2016, 13:12
Route_66
Нет. Это зажигание, и к теме оно отношения не имеет Просто в кадр попало: фоткал все в сборе. Моя приблуда на шпильке под кронштейном омывателя, вместе с реле сигнала. Так что в сборе его не видно. А коммутатор зажигания сверху на этом кронштейне закреплен. Вот:

Изображение

P.S. С амперами угадал. 20 - не 20, а 17 в импульсе штатно выдает. И по высокому 4 сантиметра пробивает уверенно. Только это уже совсем другая история. Если интересно, то оформлю и опишу в соответствующей теме. Хотя сейчас народ просто штатную БСЗ ставит и не заморачивается. Так что вряд ли актуально. Разве что для гурманов и маньяков. У меня это артефакт из 80-х, менять смысла не вижу :)

Re: Электронный выключатель вентилятора, у кого накрылся дат

СообщениеДобавлено: 01 ноя 2016, 22:01
BeasT
А чем КСЗ то не устраивает? Просто и надежно ИМХО.

Re: Электронный выключатель вентилятора, у кого накрылся дат

СообщениеДобавлено: 02 ноя 2016, 01:11
Route_66
С ней тоже все норм было. Просто запас надежности больше стал. Вообще, у смеси, которая попала в цилиндр, есть 2 варианта:
- воспламениться от искры и совершить полезную работу;
- впустую вылететь в трубу.

Чем больше энергия искрового разряда, тем выше вероятность первого варианта. Разница становится заметной в неблагоприятных условиях. Т.е., что заведешься и уедешь. А так да, если следить и правильно ухаживать за КСЗ, то и с ней тоже все будет очень даже неплохо.

P.S. Кстати, контакты я не трогал, и трамблер у меня обычный. Просто они у меня как датчик работают. Вернуть все обратно на КСЗ можно прямо в пути минут за 10. В 1989-м, когда ее делал и ставил, бесконтактный трамблер на классику еще большой экзотикой был.

Re: Электронный выключатель вентилятора, у кого накрылся дат

СообщениеДобавлено: 02 ноя 2016, 08:23
Panteley
Наверное нагрузка на бегунок уменьшилась??? :-) Подгораний стало меньше, если вообще остались???
P.S. И немножечко по теме... Схема включения вентилятора включает ведь реле вентилятора??? Вентилятор ведь подключается не напрямую в цепь на датчика в радиаторе???

Re: Электронный выключатель вентилятора, у кого накрылся дат

СообщениеДобавлено: 02 ноя 2016, 12:55
Freeman
Если смотреть по схеме, то да. Вентилятор подключен через реле К1. А иначе пришлось бы ещё один транзистор на радиаторе иметь - ток потребления вентилятора около 15А :)

Re: Электронный выключатель вентилятора, у кого накрылся дат

СообщениеДобавлено: 02 ноя 2016, 13:20
Route_66
Именно так, вентилятор включает и выключает родное реле РС-527 (по схеме K1). А датчик на нижнем бачке радиатора вообще никак не используется. Информация о температуре охлаждающей жидкости берется с датчика на головке блока цилиндров. Того, который на указатель температуры работает.

P.S. По зажиганию - да, подгораний никаких нет. Зазор смотрю изредка, и все. Свечи ходят больше 30000, электроды почти не выгорают. Предыдущие из спортивного интереса целых 50000 мучил, мог бы и еще. Но жалко их стало, поменял )))

P.P.S. Если есть интерес к зажиганию - наверное, я его в отдельную тему вынесу. Как я у себя это хозяйство сделал. Вместе с октан-корректором. Хотя не знаю, стОит ли: делалось все еще в 1989...90-м, полностью руками с нуля. Далеко не факт, что на сегодня это будет актуально. Но - поставил тогда, так до сих пор и катаюсь. Один раз снимал пару лет назад, чтобы тестю такое же сделать (переносил трассировку печатной платы, т.к. старая у меня не сохранилась). И все. Других причин для снятия и вскрытия не возникало (тьфу-тьфу-тьфу).

Там еще и другие приблуды стоят. Регулятор напряжения, реле дворников - все хенд-мейд в суровую советскую эпоху ))

Re: Электронный выключатель вентилятора, у кого накрылся дат

СообщениеДобавлено: 02 ноя 2016, 15:15
Panteley
Route_66 писал(а):Там еще и другие приблуды стоят. Регулятор напряжения, реле дворников - все хенд-мейд в суровую советскую эпоху ))

Эту схему ради интереса спаю, чуть позже... Пока гаража нет, капаться в наступившие минусовые температуры не очень хочется.... :-)
Очень была бы интересна схема регулятора напряжения.... :-) И её реальная воплощённость в жизнь... :-) Реле регулятора дворников тоже бы не прочь посмотреть... Не давно просто как раз творил нечто подобное для Hunday, получилось грамоздки... Быть может идеи появятся к переделке... :-)

Re: Электронный выключатель вентилятора, у кого накрылся дат

СообщениеДобавлено: 02 ноя 2016, 21:58
Route_66
Panteley писал(а):
Route_66 писал(а):Очень была бы интересна схема регулятора напряжения.... :-) И её реальная воплощённость в жизнь... :-) Реле регулятора дворников тоже бы не прочь посмотреть...


Хорошо, чуть соберусь с духом и повыкладываю отдельными темами :)

UPD. Вот, регулятор выложил: viewtopic.php?f=12&t=6292&p=96622#p96622

Re: Электронный выключатель вентилятора, у кого накрылся дат

СообщениеДобавлено: 03 ноя 2016, 12:52
forestrash
Смонтированная приблуда крепится рядом с настоящим реле сигналов, на его же шпильке (под кронштейном бачка омывателя ветрового стекла).

как сложно вы живете. вот у меня нет ни электро вентилятора  ни бачка омывателя ветрового стекла(есть только грелка) :)

Re: Электронный выключатель вентилятора, у кого накрылся дат

СообщениеДобавлено: 03 ноя 2016, 23:02
Route_66
forestrash писал(а):
... нет... электро вентилятора :)

Да, до 1975 не ставили, насколько я помню. В батиной тройке 1976 г. уже был. Грелку хорошо помню. И ножной насос тоже, вполне зачетный девайс. :)

Re: Электронный выключатель вентилятора, у кого накрылся дат

СообщениеДобавлено: 04 ноя 2016, 00:08
Panteley
Блин в 76 году меня и в помине не было...... :-)
Честно говоря девайс в виде грелки плюющейся водой в живую и не видел не разу... :-) Из чего то подобного у деда на Москвиче 408 была ручка, если вытаскивать которую (заезжала она сама) из прыскалок брызгала вода.... Я один раз так поделал, за что был обруган... :-D И больше её ни когда не трогал, даже когда вырос... :-)
Вот такие воспоминания о чём то ввиде помпы для брызганья воды на лобовое стекло.... :-)

Re: Электронный выключатель вентилятора, у кого накрылся дат

СообщениеДобавлено: 04 ноя 2016, 00:42
Route_66
А мне тогда уже 10 лет было, батя как раз новенькую троечку купил.

Грелка водой не плюется, она бачком служит. Просто форма, как у грелки.

Изображение

А качает ножной насос в виде кнопки на коврике водителя, левее педали сцепления:

Изображение

А вот в копейке именно ручной был, в виде кнопки возле переключателей. Тот послабее будет, правда:

Изображение